Некролог

 

 

mogjkl

Могила Клара Лучко

Клара Лучко скончалась 26 марта 2005 г., похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве (10 уч., 9 ряд).

В июле 2006 г. на могиле актрисы открыли памятник из белого мрамора, выполненный скульпторами Дарьей Успенской и Виталием Шановым.

Вертикальная стела овальной формы, на вершине установлен мраморный четырёхконечный крест на бронзовой ажурной подставке, в центре помещён барельефный бронзовый портрет актрисы, оформленный в овал.

Двухступенчатый пьедестал скруглён по бокам, с краю перед стелой поместилась девушка-ангел в длинном платье с драпировкой. Надгробная беломраморная плита выполнена в общем стиле.

Некролог

В субботу на 80-м году жизни умерла Клара Лучко, народная артистка СССР (1985), лауреат Сталинской премии (1951), одна из последних актрис — символов советского кинематографа «большого стиля».

Клара Лучко, сыгравшая Дашу Шелест в «Кубанских казаках» (1950) Ивана Пырьева, считавшихся в годы оттепели и перестройки самым одиозным символом «бесконфликтного», «лакировочного» кино, всегда яростно защищала этот фильм. Особенно злили ее слухи о том, что снайдеровские фрукты и овощи на экране были всего лишь муляжами.

А когда Владимир Ильяшенко на съемках фильма «Войди в каждый дом» (1989) неожиданно для актрисы поставил кассету с «Кубанскими казаками» вместо предполагавшегося по сценарию мультика, разрыдалась перед камерой. Не только и не столько потому, что фильм сделал 25-летнюю актрису, после нескольких не очень удачных опытов подумывавшую о расставании с кинематографом, всесоюзной звездой. А потому, что личный опыт Клары Лучко доказывал: чудеса возможны, сказки не врут.

Клара Лучко была одной из последних золушек советского кино, исполнившей все свои мечты. Дочь директора совхоза и председательницы колхоза из полтавского села Чутково, робкая и инфантильная, по собственному признанию, девочка, которую в школе дразнили «жирафой», была с детства влюблена в Тамару Макарову. Подарила пограничникам любимую овчарку и была премирована за это поездкой на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, откуда вернулась уверенная в том, что Москва покорится ей,— чем не сюжет для фильма Ивана Пырьева?

Буквально чудом поступила не просто в эвакуированный в Алма-Ату ВГИК, а в мастерскую именно Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, где сенсационно быстро избавилась и от украинского акцента, и от провинциальных манер. И не просто в их мастерскую, а на тот самый легендарный курс, который в полном составе сыграл в «Молодой гвардии» (1948). Правда, роль Ульяны Громовой, сыгранная Кларой Лучко в студенческом спектакле и заслужившая похвалу самого Александра Фадеева, ей не досталась из-за болезни, пришлось сыграть характерную роль тетушки Марины.

Клара Лучко вообще никогда не боялась характерных ролей: уже в пожилые годы могла сыграть и опустившуюся алкоголичку, и торговку оружием, даже гордилась призом «Антигероиня года», врученным ей на фестивале детективных фильмов.

Роль Даши Шелест вознесла Клару Лучко и свела ее с первым мужем, актером Сергеем Лукьяновым, но могла и погубить ее. Карьеры актрис старшего поколения, Марины Ладыниной или Любови Орловой, после разоблачения Сталина и сталинского стиля фактически оборвались.

Но Лучко снова повезло: она пережила второе рождение. Умевшая со вкусом сыграть женщину из народа, передовую колхозницу, она была на самом деле гораздо многограннее, что отмечал в дипломной характеристике Сергей Герасимов: «Тургеневская героиня, ей играть лирические, классические роли».

Сначала она сыграла в «Большой семье» (1954) Иосифа Хейфица — одном из первых образцов нового, человечного отношения к героям и к миру. Актерский ансамбль фильма получил на Каннском фестивале коллективный приз, а жадная до жизни Клара Лучко подружилась с Фернаном Леже и Пабло Пикассо. Подаренная Пикассо тарелка всегда висела на стене в ее комнате, актриса уверяла, что каждое утро изображенный на ней человек предсказывает ей, каким выдастся наступивший день.

А затем на Эдинбургском фестивале покорила англичан легким и азартным исполнением в «Двенадцатой ночи» (1955) Яна Фрида сразу трех ролей: Виолы, Себастьяна и Цезарио. Юная и прекрасная, фехтующая и лихо скачущая на коне, рискованно дарящая поцелуй девушке, она казалась представителем совсем нового, никому не ведомого Советского Союза, стремительно избавлявшегося от идеологического догматизма.

Но было и третье рождение, связанное с переходом к возрастным ролям, который дался Кларе Лучко с видимой легкостью и элегантностью. Недаром в одном из интервью она говорила, что «жить правильно» означает для нее «жить легко». И эта легкость выражалась не только в пристрастии к шляпкам и мини-юбкам, от которых актриса не отказывалась до конца жизни, но и в творческой пластичности.

В телефильмах Александра Бланка «Цыган» (1979) и «Возвращение Будулая» (1985) она сыграла Клавдию Пухлякову, большую любовь Будулая, вступающую из-за него с героиней Нины Руслановой в феерическую дуэль на мокрых простынях. Эти фильмы стали первыми знойными советскими мелодрамами, прообразом грядущего телевизионного «мыла», но за одним исключением: они хранили традицию советского кинопрофессионализма.

Ролей в жизни Клары Лучко было немало, около шестидесяти. Но «Кубанские казаки», «Двенадцатая ночь» и «Цыган» заслонили все остальные потому, что были больше, чем фильмами — символическими вехами в истории советского общества. Не у каждой актрисы бывает даже одна такая знаковая роль, а значит, Кларе Лучко действительно повезло.

МИХАИЛ Ъ-ТРОФИМЕНКОВ

 

nekrfgj

Предыдущая запись Женщина тысячелетия — Клара Лучко
Следующая запись Карнавал

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика