Киномеханик

kihhj

Николай Иванович Любченко

ПОСЛЕДНИЙ КИНОМЕХАНИК СОВЕТСКОГО СОЮЗА

  • — Не написал я по горячим следам статью о Краснодарском кинофестивале православных фильмов «Вечевой колокол», а теперь, пожалуй, и не получится. Столько событий, так убыстряется темп жизни, появились новые темы, о которых нужно обязательно сказать. Но главное – полсотни отсмотренных фильмов слились в единую картину. Эдакое лоскутное одеяло получилось из лиц, афористичных высказываний героев, пейзажей (один краше другого), постановочных эпизодов, фрагментов исторических фильмов…

Но не написать о братской праздничной атмосфере и радушии устроителей фестиваля я никак не могу. Вот уже в пятнадцатый раз Виктор Гаврилович Захарченко предоставляет залы руководимого им Казачьего Кубанского хора для демонстрации фильмов и встреч с их создателями.

На открытии участников фестиваля поздравил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. В зале были почти все клирики краснодарских храмов.

Ни один из многочисленных фестивалей не может похвастать тем, что у него есть свой гимн. А для «Вечевого колокола» Виктор Гаврилович написал гимн большой духоподъёмной силы. Когда хор запел этот гимн, при словах припева «Иди буди!» все почувствовали мощь этого призыва, и невольно захотелось сейчас же отправиться будить равнодушных людей и напомнить им о величии России и подвигах наших предков.

Удивительным эффектом обладает русская песня. Виктор Гаврилович познал её тайну. Он пишет песни, которые никого не оставляют равнодушными. Они волнуют и своей мощью пробуждают пребывающие в дремотной лени души.

Грянул хор – и последний «штафирка» чувствует себя казаком.

288999

Для меня нынешний фестиваль прошел под знаком Клары Лучко.

Жили мы в одной из лучших гостиниц города, в самом центре, в 200 метрах от собора Александра Невского. С одной стороны собора в прекрасном парке стоит памятник государыне-императрице Екатерине, давшей приказ перебраться запорожским казакам с Днепра на Кубань, а прямо у входа в нашу гостиницу расположился памятник другой даме – знаменитой актрисе Кларе Лучко, сыгравшей множество ролей в кино. Участием в фильме «Кубанские казаки», прозванном Сталиным «прекрасной советской сказкой», очевидно, и объясняется факт воздвижения ей памятника в самом центре Краснодара. Каждое утро и каждый вечер я имел удовольствие лицезреть запечатленную в камне великую дщерь Кубанского края. Рабу Божию Клару здесь помнят и любят все. А некоторые…

Вот об одном из этих некоторых мы и расскажем.

Участники фестиваля «Вечевой колокол» не только демонстрируют фильмы, но ещё и общаются с кубанской общественностью: встречаются со студентами, семинаристами, военными, казаками, земледельцами. С одной группой мы отправились в Курганинск – районный центр, рядом с которым в станице Михайловской и был снят фильм «Кубанские казаки».

Сначала нас повезли в местный казачий кадетский корпус. Казачата нам спели и даже станцевали вальс с очаровательными сверстницами в бальных платьях. Потом нас повезли «на арку». Это металлическая конструкция (ее собираются оплести гирляндами из цветов). Но пока она представляет собой металлическую дугу на высоком бетонном основании. Она недавно восстановлена. В лихие годы ее предшественницу сломали, а металл сдали в утиль. А потом вспомнили, что это та самая арка, под которой проезжали казаки из знаменитого фильма. Решили, что её непременно нужно восстановить и сделать местной достопримечательностью.

34556
Рядом с аркой в ожидании нашей делегации собралось полгорода. Встретили нас хлебом-солью, оркестром и зажигательными казачьими песнями. Школьницы вручили нам букеты из роз и хризантем, а пожилые казачки наперебой стали нас зазывать к столам, обильно покрытым всевозможными блюдами собственного приготовления. Домашние колбасы разных сортов, ветчину, сало, вареники и разносолы мы попробовали, а вот до гусей и уток дело не дошло. Слишком торопились. Организаторы просили оставить место под грядущее угощение.

Из-под арки мы поехали в Свято-Вознесенский храм. Этот храм большевики неоднократно хотели взорвать, но всё не получалось. До начала Отечественной войны его использовали под склад, а когда уже и взрывчатку заложили, и оставалось только бикфордов шнур поджечь, на площадь перед храмом въехали немецкие танки. Взрывники убежали, а храм остался.

Настоятель встретил нас у паперти, провел к солее, где детский хор порадовал нас замечательным пением. Все отметили, что Кубанскому Казачьему хору не грозит кадровый голод. Дети эти приехали из станицы Темиргоевской. В этой станице родилась моя матушка, и я давно собирался там побывать. Но всё не удавалось. Встреча с молодыми темиргоевцами была мне очевидным упреком. Жив буду – обязательно летом съезжу.

Главная встреча с курганинцами состоялась в большом кинозале. Мы показали несколько фильмов, но самым интересным оказалось выступление режиссера Александра Куприна. В начале «девяностых» он работал на программе «Взгляд». Его отправили на Кубань в поисках «нестандартных» сюжетов. Нужно было отыскать героев, не похожих на тех, кто полвека не покидал советского экрана, – на счастливых трактористов, намотавших на гусеницы своих тракторов «полтора экватора», или комбайнеров, засыпающих в закрома Родины очередную тонну зерна. И Александр нашел героя. Это был последний киномеханик Советского Союза Николай Иванович Любченко.

4556
Николай Иванович Любченко. Кадр из фильма «Последний киномеханик»

В 1948 году молодой Николай Иванович Любченко вернулся в родную станицу из армии. А там происходит невероятное событие: режиссёр Пырьев снимает фильм о счастливой жизни на Кубанской земле.

Своими глазами видит Николай Иванович Любченко советских кинодив Марину Ладынину и Клару Лучко, самого создателя его любимого фильма «Свинарка и пастух» Ивана Пырьева. На столах огромные окорока, колбасы, овощи и фрукты невиданных размеров. И это в голодный год! Правда, съестное изобилие оказалось бутафорским.

Ветер вырывает из рук Клары Лучко красную ленту – и летит эта лента над головами кубанцев...

Земляков Николая приглашают сниматься в массовках, и он с радостью бежит вместе со всеми на «съёмочную площадку». В какой-то момент ветер вырывает из рук Клары Лучко красную ленту. Лента летит над головами кубанцев, а режиссер кричит в рупор, чтобы её ловили. Это редкий реквизит. После войны любая тряпочка в цене. Да к тому же накануне станичники растащили по домам воздушные шары. Никто такой красоты в жизни не видел. Как не порадовать детей! А в итоге сорван эпизод триумфа – всенародного счастья, метафорой которого должны были быть летящие в небо воздушные шары.

Режиссер кричит: «Лови ленту!», и Николай Иванович Любченко бежит за ней, расталкивая земляков. Наконец он хватает кувыркающуюся на ветру красную змейку и бежит возвращать Кларе Лучко утерянный ею реквизит.

Клара благодарит его, смеётся и ласково смотрит ему в глаза...

Участь Николай Иванович Любченко решена. Отныне вся его жизнь должна быть посвящена кино...

5666

Но колхозная жизнь пригасила ему мечту. Режиссёром он не стал, актёром – тоже. Зато колхозное начальство направило его на курсы киномехаников. С той поры до самых перестроечных лет, когда нашёл его Александр Куприн, Николай Иванович Любченко проработал киномехаником. А когда развалили систему кинопроката и в районе не осталось ни одного работающего кинотеатра, он приобрёл установку и полсотни советских фильмов. С этими фильмами он объехал все станицы родного района и нескольких соседних. Народ собирался на улицах. Он натягивал простыню и показывал обрадованным казакам, забывшим о том, что такое кинематограф, лучшие фильмы исчезнувшего родного нам до слёз Союза. Фильмы с Кларой Лучко были главными в его коллекции. «Кубанских казаков» он показал не одну сотню раз.

Александр сделал о Николае Ивановиче Любченко сюжет и решил снять фильм «Кубанские казаки-2». Но на сей раз документальный. Он рассказал Кларе Лучко о её верном рыцаре и уговорил съездить на Кубань и познакомиться с ним. Она без колебаний согласилась.

677

Встреча была очень трогательной.

Это была последняя поездка Клары Лучко на родину. Вскоре она ушла из жизни.

Николай Иванович Любченко пережил её ненамного.

Александр Богатырев

23 декабря 2013 г.

Источник

Предыдущая запись Просто Клара
Следующая запись Последний рассказ

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика