Светлая женщина Клара Лучко


2_85_28530_1305552128

Когда на экраны вышел фильм «Цыган», и все только о нём и говорили, я был маленьким ребёнком. Меня веселила фамилия актрисы, которая играла главную героиню: Лучко – это от слова «лук», «лучок»? Но моя бабушка, улыбаясь, отвечала: «Нет, её зовут Лучко, потому что у неё глаза лучистые». А позже я узнал, что имя Клара означает «светлая», «ясная».

Клара Степановна Лучко родилась 1 июля 1925 года на Полтавщине. Её отец был директором совхоза, а мать – председателем соседнего колхоза. Клару воспитывала тётка — простая крестьянка, которая не знала грамоты, но сумела привить своей подопечной такие качества, как трудолюбие, упорство и целеустремлённость.

Клара росла живой и общительной девочкой, но комплексовала из-за высокого роста и румянца, по малейшему поводу вспыхивающего на щеках. О, знаменитый румянец Лучко! Пройдут годы, и им будут восторгаться Пабло Пикассо, Фернан Леже и Джавахарлал Неру. А пока что 13-летняя Клара по уши влюбилась в мальчика-старшеклассника. Чтобы привлечь к себе его внимание, озорница залезла на парашютную вышку и, толком не умея обращаться с парашютом, сиганула вниз. Но злой мальчишка лишь посмеялся: «Вышка прыгает с вышки». Целую неделю Клара ходила вся пурпурная, плакала и переживала, а потом собрала волю в кулак. Да, её чувства проигнорировали, но ведь она получила ни с чем не сравнимое удовольствие от полёта. Будут и другие мальчики: в жизни нет ничего невозможного. Главное – ничего не бояться.

Началась война, семья Клары перебралась в Казахстан. Там, в эвакуации, единственным развлечением было кино. Клара не пропускала ни одного сеанса, по десять раз пересматривала ленты с участием своих любимых актрис. Особенно ей нравилась Тамара Макарова. Поэтому когда встал вопрос о выборе карьеры, Клара не раздумывала – она тоже будет актрисой! В это время в Алма-Ату как раз переехал ВГИК, и его ректор Сергей Герасимов объявил набор на новый курс.

Похоже, Лучко благоволили высшие силы. Чем-то приглянулась Герасимову эта миленькая простушка, говорившая по-русски с чудовищным украинским акцентом, а ведь конкурс-то был — сто человек на место.

Когда ВГИК вернулся в Москву, то и Клара отправилась покорять столицу, а в институте перешла на курс… своего кумира Тамары Макаровой, жены Герасимова.

Первой значимой ролью Лучко в кино стала тётушка-хохлушка в «Молодой гвардии» того же Гарасимова (1948). Планировалось, что Лучко сыграет Ульяну Громову, но Герасимов в результате отдал роль Нонне Мордюковой. Необидчивая Клара отнеслась к такой несправедливости философски – что ж, режиссёру виднее, это нормальный творческий процесс.

Несмотря на эпизодическую роль, яркую и самобытную игру Лучко оценил Иван Пырьев, самый авторитетный и влиятельный режиссёр той поры, любимчик Сталина. И пригласил Клару в свою картину «Кубанские казаки» (1949). Пырьев – человек деспотичный и жестокий – во время съёмок мог запростообматерить любого народного артиста. Однако к Кларе, игравшей Дашу Шелест, он относился вполне учтиво.

Успех этой лубочной киносказки был ошеломляющим – зрители штурмовали кинотеатры, вся страна распевала: «Каким ты был, таким ты и остался…», а актёры получили Сталинскую премию. «Кубанские казаки» изменили жизнь Лучко не только в профессиональном отношении – когда её впервые увидел в гримёрке актёр Сергей Лукьянов, исполнитель роли Гордея Воронина, то воскликнул: «Я пропал!». Клара ответила взаимностью, вскоре они с Лукьяновым поженились, и у них родилась дочь Оксана.

Но триумф «Кубанских казаков» едва не сыграл с Лучко злую шутку. Следующей её работой стала роль в фильме «Донецкие шахтёры». Потом, наверное, были бы какие-нибудь «Ивановские ткачи» или «Тамбовские пекари», но Клара быстро поняла, что если она и дальше будет штамповать плакатно-открыточные образы жизнерадостных тружениц, то погибнет как актриса. Не польстившись на ряд заманчивых предложений, Лучко снялась в серьёзной драме Всеволода Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова» (1953), а два года спустя — в экранизации шекспировской комедии «Двенадцатая ночь».

Пробы дались ей нелегко. Мало того, что режиссёр Ян Фрид поставил Лучко условие – актрисе придётся навсегда избавиться от фрикативного «г» и прочих малороссийских интонаций, так ещё и отправил Клару в фехтовальный зал, чтобы она научилась орудовать шпагой не просто хорошо, а профессионально. Но главные актёрские трудности подстерегали Лучко во время съёмок – ведь она сыграла сразу три роли: женщину Виолу, мужчину Себастьяна и Цезарио — женщину, выдающую себя за мужчину.

Фильм понравился не только советским зрителям, но даже строгим шекспироведам с туманногоАльбиона. Шутка ли – по мнению ряда зарубежных кинокритиков, Лучко переиграла саму Вивьен Ли, снявшуюся в британской версии «Двенадцатой ночи».

О румяной и кареглазой русской красавице заговорил весь мир. Спустя 45 лет, в 2000-м, памятливые и благодарные англичане торжественно вручили Кларе Лучко удостоверение «Женщины тысячелетия».

А вот на родине её хоть и заваливали приглашениями сниматься, но интересных ролей не предлагали – сплошные «заботливые мамочки» и «преданные подруги-советчицы». Да и фильмы по большей части получались какими-то скучными и невыразительными. Словно судьба испытывала актрису на прочность и готовила её к роли, которая вновь вознесёт Клару Лучко навершину славы.

Про такие телефильмы говорят: когда его показывали, улицы пустели. Пожалуй, впервые советские зрители воочию убедились, что в сорок (пятьдесят, шестьдесят) жизнь только начинается, а любовь умудрённых опытом и повидавших многое на своём веку людей может быть не менее страстной и романтичной, чем подлунные охи-вздохи двадцатилетних юношей и девушек.

После выхода «Цыгана» (1979) в загсы потянулись немолодые пары, доселе стеснявшиеся афишировать свои отношения. Народ приписывал Лучко роман с партнёром по фильму Михаем Волонтиром, но не сплетни ради. Переживая за простую русскую женщину Клавдию Пухлякову, зрители желали счастья и актрисе Кларе Лучко, овдовевшей обидно рано – её супруг Сергей Лукьянов умер в середине 60-х. Но сердце Клары Степановны уже было отдано другому человеку. Вторым мужем актрисы стал журналист и писатель Дмитрий Мамлеев, и с ним она прожила до конца своих дней.

В 80-х Лучко снялась в продолжении «Цыгана» («Возвращение Будулая» 1985) и вновь принялась экспериментировать с самыми разными жанрами – играла и в мелодраматических картинах («Однажды в декабре» 1988), и в производственных драмах («Мы, нижеподписавшиеся» 1981), и даже в боевиках с детективами («Ларец Марии Медичи» 1980, «Тревожное воскресенье» 1983).

Любопытный случай произошёл с Кларой Степановной на съёмках фильма «Карнавал» (1982). Лучко играла эгоистичную и негостеприимную столичную «аристократку», а на роль её сына режиссёр Татьяна Лиознова подыскала мальчика, который оказался… внуком того самого надменного парня, в которого юная Клара была влюблена и ради него прыгнула с парашютом. Потом Лучко встретилась и с дедом – объект её девичьих воздыханий превратился в корыстолюбивого и хамоватого чиновника с огромным животом и лоснящейся физиономией.

Советский Союз распался, наступили «лихие 90-е». Как и многие пожилые актёры, Клара Степановна не вписалась в молодой российский кинематограф, да и сама не хотела играть в фильмах про бандитов и проституток. Но вынесла на суд зрителей ленту, в которой выступила не только как актриса, но и как автор сценария и продюсер – «Виновата ли я…» (1992). Картина затрагивает всегда актуальную для нашей страны тему – пытаясь образумить мужа-алкоголика, жена сама начинает спиваться…

На зависть актрисам-сверстницам, Лучко старелапоразительно красиво.

Не прибегая к услугам пластических хирургов, Клара Степановна и в семьдесят, и в без малого восемьдесят выглядела безукоризненно – статная дама в элегантных нарядах и неизменных шляпках, к которым она питала особую слабость.

Накануне 2005 года Лучко выпустила календарь с портретами своих киногероинь. Календарь был рассчитан на три года. Несмотря на почтенный возраст, актриса была полна сил и энергии, охотно рассказывала о творческих планах. Но судьба распорядилась иначе. Не дожив трёх месяцев до юбилея, Клара Степановна Лучко скоропостижно ушла из жизни – у неё случился инсульт.

Светлая женщина с лучистыми глазами – такой запомнилась Клара Лучко зрителям нескольких поколений. Свои последние интервью она обязательно заканчивала пожеланиями добра, мира и счастья.

Комментарии закрыты.